Киноиндустрия создает огромные нагрузки на окружающую среду. Съемочные команды добираются к локациям на самолетах, на площадках жужжат дизельные генераторы, а грузовики, перевозящие оборудование, выбрасывают вредные вещества в атмосферу. И еще один совсем не экологичный факт: за время работы над картиной в мусор нередко уходит до 5 тысяч пластиковых стаканчиков.
С этим пора покончить, заявила госминистр ФРГ по вопросам культуры и СМИ Клаудиа Рот (Claudia Roth) в рамках 72-го Берлинского кинофестиваля. Достигнуто соглашение между рабочей группой по вопросам «зеленых» съемок, земельными и федеральным центрами поддержки киноискусства (Filmförderungsanstalt, FFA) по разработке унифицированных экологических минимальных стандартов для немецкого кинобизнеса. «Климатический кризис — один из вопросов выживания современности, противостоять которому мы можем лишь сообща», — подчеркнула Рот.
Госминистр ФРГ Клаудиа Рот на Берлинале
Политика и кинопромышленность определенно идут навстречу друг другу. Однако путь к такому сближению оказался долгим. Изменение климата, природные катастрофы и не в последнюю очередь движение Fridays for Future повлияли и на многих представителей кино- и телебизнеса. Например, власти земли Шлезвиг-Гольштейн с 2012 года выдают паспорт «зеленых» съемок фильмам и сериалам, созданным с оглядкой на защиту окружающей среды. Таким документом отмечен один из эпизодов культового немецкого детективного телесериала «Место преступления» — «Золотая пора» — в котором создатели отказались от поездок на автомобилях, свели к минимум объем отходов и обошлись без электрогенераторов, а также сериал «Вавилон-Берлин».
Первые экологические минимальные стандарты
Стандарты «зеленой» рабочей группы действуют в Германии с начала 2022 года и касаются среди прочего общественно-правовых и частных вещательных компаний, а также стриминговых сервисов, например, Netflix. Компании обязуются использовать консультантов по устойчивому развитию.
Этот консультант подсчитывает предполагаемый объем выбросов парниковых газов в процессе создания фильма, так называемый экологический след съемок. Переход на электроэнергию, получаемую из чистых источников, должен снизить этот показатель, как и отказ от дизельных генераторов, полетов на короткие расстояния и одноразовой посуды. Свой вклад должно внести и использование перезаряжаемых аккумуляторов, экологичных автомобилей и общественного транспорта.
С 2023 года эти стандарты должны быть увязаны с правилами финансовой поддержки кинематографа земельными и федеральными властями и применяться единообразно на территории всей страны. Госминистр Клаудиа Рот радуется «огромному успеху». Таким образом, все постановки, дотированные федеральными и земельными властями, смогут получить особый ярлык рабочей группы, указывающий на экоориентированное кинопроизводство.
Сотни участников добровольного обязательства
«Все мы долгое время считали, что кино- и телепродукция означает большую картинку, но маленький объем выбросов и потребления ресурсов«, — отмечает эксперт рабочей группы Карл Бергенгрюн (Carl Bergengruen). Однако исследования подтвердили противоположное.
Движущей силой переосмысления в киноиндустрии была и остается инициатива кинематографистов Changemakers.film, которая с помощью ученых разработала экологические минимальные стандарты. С тех пор к добровольному обязательству присоединились более 600 игроков в отрасли. «Мы должны быстро сменить курс, если все еще хотим достичь целей по защите климата», — заявила в беседе с Deutsche Welle одна из инициаторов, актриса Фелине Рогган (Pheline Roggan).
Немецкая актриса театра и кино Фелине Рогган
А что мешает кинематографистам достичь экологичного производства? Например, своеобразный «туризм», возникший в результате конкуренции земель за место съемок. Он означает, что многие производства перемещаются с севера на юг и с востока на запад, поскольку субсидии поступают лишь в том случае, если фильм снимается в федеральной земле, где расположено агентство — финансовый донор. Финансовая поддержка кино в Германии до сих пор была делом федеральных земель, причем у каждой есть для этого собственные критерии. Нередко для этого приходится адаптировать сценарии.
«Зеленые» съемки приносят дополнительные затраты
Кроме того, «зеленое» кинопроизводство имеет свою цену и означает от одного до четырех процентов дополнительных расходов. Об этом председатель общественно-правового телеканала ARD и интендант радио RBB Патрисия Шлезингер (Patricia Schlesinger) заявила в ходе переговоров с госминистром Рот в рамках Берлинале. «Зеленые» съемки обходятся дороже, кто-то сначала должен за них заплатить», — подчеркнула Шлезингер. Минимальных стандартов недостаточно, чтобы побороть климатический кризис, отметила глава ARD, предостерегая от чрезмерной эйфории.
А вот немецкий режиссер и эксперт в области экоориентированных технологий кинопроизводства Филип Гассман (Philip Gassmann) видит огромный потенциал нововведений. По словам Гассмана, его компания подготовила свыше 300 консультантов по устойчивому развитию, советы которых могут пригодиться и при написании сценария, и в выборе оборудования, и в логистике. «Планирование играет решающую роль», — уверен он.
Консультант Bavaria Fiction Тобиас Вольф (слева)
Тобиас Вольф (Tobias Wolf) — один из таких консультантов. Он отвечает за снижение выбросов парниковых газов на съемочной площадке в кинообъединении Bavaria Fiction. «Открытость «зеленым» съемкам не вопрос поколений, — заявил он в беседе с DW. — Всем нам необходимо объединить усилия, чтобы противостоять изменению климата».
В свою очередь актриса Мария Фуртвенглер (Maria Furtwängler) в разговоре с госминистром Рот на фестивале в Берлине указала, что каждый кинематографист в свете антропогенного изменения климата должен задаться вопросом: «К каким переменам я готов? Отказаться от полета? Написать свое имя на пластиковом стаканчике и взять его на съемочную площадку?»
Смотрите также:
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Рождение киностудии в Бабельсберге
В начале прошлого века пионеры немецкого кинематографа снимали в импровизированных студиях на тесных чердаках в центре Берлина. Нередко декорации из папье-маше под яркими прожекторами загорались. И дело кончилось тем, что пожарные потребовали от киношников покинуть центр города. За поиски подходящего места для студий взялся оператор Гвидо Зеебер. Он-то и выбрал Бабельсберг, пригород Потсдама.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Съемки первой картины
Зимой 1911-12 гг. по заказу фирмы Deutsche Bioscop всего за три месяца была построена «Киностудия Бабельсберг» (Filmstudio Babelsberg) — стеклянный павильон площадью 300 кв. м. 12 февраля 1912 года здесь начались съемки первого фильма фирмы Deutsche Bioscop «Танец смерти» с датской звездой немого кино Астой Нильсен в главной роли. Через год построили второй павильон и кинокопировальную фабрику.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Открытость всему новому
На базе киностудии было организовано акционерное общество UFA (Universum Film AG), где опробовали новые технологии в кинопроизводстве. Так, в 1924 году на съемках фильма Фридриха Вильгельма Мурнау «Последний человек» (с первым в истории лауреатом премии «Оскар» за лучшую мужскую роль Эмилем Яннингсом) впервые применили движущуюся камеру. Даже Голливуд отправлял своих людей учиться в Бабельсберг.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Самое крупнобюджетное немое кино
Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма Фриц Ланг два года работал в Бабельсберге над своим научно-фантастическим эпосом «Метрополис» (1927), шедевром немого кино. При стоимости производства в пять миллионов рейхсмарок этот фильм стал самым дорогим немым фильмом в истории кино. Его визуальный язык явился образцом для многих последующих поколений кинематографистов.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Звезда мирового масштаба
Многие знаменитости начинали свою карьеру в Бабельсберге. На фотографии — Марлен Дитрих. Ее прорыв состоялся в 1930 году в кинодраме Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел», снятой на двух языках — немецком и английском. Это первый в Германии крупный звуковой проект. Фильм имел оглушительный успех и сегодня считается классикой немецкого кино.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Под контролем нацистов
После прихода к власти в Германии нацистов кинопроизводство в Бабельсберге контролировало министерство пропаганды во главе с Геббельсом. В период с 1933 по 1945 годы здесь было снято около тысячи фильмов. Среди них — антисемитская картина Файта Харлана «Еврей Зюсс» и документальный фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» (кадр из фильма — на фотографии) о съезде партии НСДАП в 1934 году в Нюрнберге.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Первый послевоенный фильм
Съемки первого немецкого послевоенного фильма начались в 1946 году. Это была картина Вольфганга Штаудте «Убийцы среди нас» (в советском прокате — «Они не скроются»). Фильм, положивший начало карьере Хильдегард Кнеф, ставит вопрос об индивидуальной вине и ответственности за массовое убийство мирных жителей во времена нацизма. Натурные съемки проходили в лежавшем в руинах Берлине.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
DEFA — ведущая кинокомпания ГДР
С 1946 по 1992 годы в Бабельсберге находилась киностудия Deutsche Film-AG (DEFA) — ведущая кинокомпания ГДР, где было снято более 700 художественных фильмов и множество телепостановок. Среди них — знаменитая картина «Голый среди волков» (1963), поставленная Франком Байером по одноименному автобиографическому роману Бруно Алица. Справа на фото — Армин Мюллер-Шталь в роли заключенного концлагеря.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Смена владельцев после воссоединения Германии
После воссоединения Германии в 1990 году госфинансирование DEFA прекратилось, и ее купило трастовое общество, отвечавшее за приватизацию госкомпаний ГДР. Позже студию, переименованную в АО «Студия Бабельсберг», продали французскому концерну Vivendi Universal, вложившему около 500 млн евро в ее ремонт. На фото — декорации под названием «Берлинская улица», построенные в 1998-м и снесенные в 2013 г.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Крупнейшая киностудия в Европе
В 2004 году компанию «Студия Бабельсберг» приобрели кинопродюсеры Карл Вёбкен и Кристоф Фиссер. Сегодня ее общая площадь составляет около 460 000 кв. м, а площадь съемочных павильонов — около 25 000 кв. м. Это крупнейшая киностудия в Европе. В 2002 году Роман Полански снял здесь фильм «Пианист», удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и трех премий «Оскар».
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Голливуд в Потсдаме
Сейчас в Бабельсберге снимается немало американских фильмов. Международные постановки привносят в Потсдам нотку голливудского гламура. Звезда Голливуда, британская актриса Кейт Уинслет снималась тут в фильме «Чтец» Стивена Долдри в 2007 году. Это история о школьнике, который заводит роман с женщиной, старше его на двадцать лет. Спустя годы он узнает, что когда-то она была охранницей в концлагере.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Место съемок культовых фильмов
Квентин Тарантино, создатель культовых фильмов «Криминальное чтиво» и «Убить Билла», тоже снимал в Бабельсберге в 2009 году. Боевик «Бесславные ублюдки» рассказывает о группе американских солдат-евреев, которая наводит страх на нацистов во время Второй мировой войны. Помимо Брэда Питта (на фото) и других звезд, в нем снялись немецкие актеры Диана Крюгер, Тиль Швайгер, Даниэль Брюль.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Звезды в городе
Более 2000 статистов и гигантские декорации на съемочных площадках в Потсдаме и Берлине потребовались для съемок третьей и четвертой частей всемирно известного сериала «Голодные игры». На снимке: Дженнифер Лоуренс в роли Китнисс. Хотя берлинцы привыкли видеть в городе съемочные группы, они все равно любят посмотреть на звезд.
-
Немецкая «фабрика грез» Бабельсберг
Новая глава в истории киностудии
В начале 2022 года компания «Студия Бабельсберг» перешла во владение американской корпорации TPG Real Estate Partners (TREP). TREP также владеет киностудиями Cinespace в Чикаго и Торонто и 90 студиями звукозаписи по всему миру. Несмотря на поглощение, Бабельсберг продолжит самостоятельное производство.
Автор: Сюзанне Кордс, Наталия Королева