Водородную технику для транспорта будут создавать в ФРГ 4 новых центра

Германия сделала новый важный шаг на пути к объявленной цели стать одним их мировых лидеров водородной экономики. Правительство ФРГ выделило 290 млн евро на создание и финансирование до 2024 года четырех инновационно-технологических центров (ITZ), которые займутся разработкой водородных технологий для транспортной сферы: легковых и грузовых автомобилей, поездов, речных и морских судов, самолетов.

«Эти центры будут учитывать различные потребности промышленности и сосредоточатся на разных задачах», — пояснил министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ (BMVI) Андреас Шойер (Andreas Scheuer), объявляя 2 сентября в Берлине об окончательных результатах тендера на получение федеральных субсидий для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области водорода (H2). На конкурс были представлены 15 заявок со всей ФРГ.

Модельный H2-регион в Баварии: «зеленый» водород для автотранспорта

Стремясь совместить решение задач как инновационной, так и региональной политики, министерство решило распределить бюджетные средства между Западной, Восточной, Северной и Южной Германией, направив средства преимущественно в средние и даже небольшие города.

Техник осматривает электролизёр в Гамбурге

Гамбург: благодаря обилию ветровой энергии много опыта с электролизёрами накоплено на севере ФРГ

Так, один из четырех центров, южный, разместится в городке Пфаффенхаузене, насчитывающим всего около 5 тысяч жителей. Но именно сюда будет направлена львиная доля выделенных средств — до 100 млн евро. Ведь именно в этой части Баварии к северо-востоку от Мюнхена в конце 2019 года был дан старт проекту HyBayern, цель которого — создать модельный регион по производству и использованию «зеленого» водорода.

Для этого будет построена установка для получения H2 путем электролиза воды. Этот электролизёр будет использовать «зеленую» электроэнергию действующих гидро- и солнечной электростанций. Полученным водородом будут снабжаться три запланированные в регионе заправочные станции. Они будут обслуживать те 140 водородных транспортных средств, которыми намечено оснастить в рамках проекта местные коммунальные и частные предприятия. Это около 30 автобусов, примерно столько же легковых автомобилей, несколько грузовиков и порядка 70 автопогрузчиков и тракторов.

Водородный автобус в городе Висбадене

Не только Бавария: водородный автобус в городе Висбадене, земля Гессен

Так что основной специализацией нового инновационно-технологического центра в Пфаффенхаузене станет разработка водородных решений для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Тем более, что отсюда менее ста километров до Мюнхена, где расположены штаб-квартиры и головные заводы автоконцерна BMW и производителя грузовиков и автобусов MAN (входит в концерн Traton, принадлежащий группе Volkswagen). Обе компании активно переходят сейчас на электромобили, но не исключают выпуск машин, работающих на водороде

Дуйсбург: водородный центр для Рурской области 

Другой специализацией баварского центра, указывает министерство, станет создание компонентов и технологий для самолетостроения, в том числе для легких летательных аппаратов. Ведь в Баварии сейчас бурно развивается аэрокосмическая отрасль.   

Легкий водородный самолет HY4 фирмы H2Fly в Штутгарте

Легкий водородный самолет HY4 фирма H2Fly создала в Штутгарте, земля Баден-Вюртемберг

На западе Германии новый центр разместится в Дуйсбурге. В этом городе на Рейне с полумиллионным населением находится крупнейший в Европе речной порт, так что одним из направлений научных и конструкторских работ станет обслуживание судоходства и, возможно, судостроения. Но здесь будут заниматься также поиском технологических решений для железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок, ведь рядом находятся Рурская область, один из основных промышленных регионов ФРГ, и город-миллионник Кёльн — важнейший транспортный узел.

«Более 100 предприятий, научных учреждений и деловых объединений подтвердили свое намерение сотрудничать с центром в Дуйсбурге», — сообщил премьер-министр федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия (и кандидат в канцлеры ФРГ) Армин Лашет (Armin Laschet). В дополнение к 60 млн евро федеральных субсидий земельное правительство поддержит первые шаги по созданию центра суммой в 1,6 млн евро, а в перспективе, до 2025 года, может выделить до 50 млн евро.

Промышленный Хемниц займется локомотивами на водороде

Бак с водородом в лаборатории Технического университета Хемница

Бак с водородом в лаборатории Технического университета Хемница

На востоке страны, в федеральной земле Саксония на территории бывшей ГДР , водородный инновационно-технологический центр разместится в Хемнице (население: четверть миллиона человек) по соседству с Техническим университетом (TU Chemnitz) и двумя институтами прикладных исследований Общества имени Фраунгофера (Fraunhofer Gesellschaft), один из которых, к примеру, работает в области станкостроения.

Саксонский центр тоже получит из Берлина 60 млн евро, а его специализацией станет, в частности, железнодорожный транспорт — локомотивы и трамваи, а также грузовики, строительные и сельскохозяйственные машины.

Гамбург и его соседи: водородные решения для судоходства и авиации

Серийное производство водородных мусоровозов на заводе фирмы Faun близ Бремена

Серийное производство водородных мусоровозов на заводе фирмы Faun близ Бремена

Четвертый, северный центр станет скорее кластером, поскольку он разместится не в одном, а сразу в трех точках: в Гамбурге (1,8 млн человек), Бремене/Бремерхафене (570 000/114 000) и Штаде (48 000). Вполне естественно, что здесь, в этих ганзейских портовых городах на берегу Северного моря, одним из основных направлений предстоящих исследований станет морское судоходство.

Однако в этом регионе сосредоточены также предприятия немецкой аэрокосмической отрасли, принадлежащие, в частности, европейскому концерну Airbus. Поэтому другой специализацией северного кластера станет авиастроение. К тому же именно в этом регионе еще в 2018 году впервые в мире стали тестировать две водородные электрички, после чего региональная железнодорожная компания заказала 14 таких поездов, которые начнут поступать в конце 2022 года. Теперь на повестке — использование H2 для грузовых железнодорожных перевозок.

Водородная электричка Coradia iLint компании Alstom

Водородная электричка Coradia iLint компании Alstom прошла успешные испытания в 2018-2019 годах

«На воде, при грузовых перевозках на суше и в авиации водород может заменить ископаемые энергоносители и тем самым сделать логистику более щадящей для климата», — заявил Первый бургомистр Гамбурга Петер Ченчер (Peter Tschentscher). В то же время он выразил уверенность, что научными разработками нового центра наверняка смогут воспользоваться не только крупные компании: «Он поддержит водородные проекты стартапов, а также малых и средних предприятий».

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.