Европа страдает от жары и засухи, которая сказывается на уровне воды в реках. В том числе в Рейне — важнейшем внутреннем водном пути Европы. «Для этого времени года — необычно низкий уровень воды, — говорит Кристиан Хелльбах (Christian Hellbach) из Управления водных путей и судоходства Кельна. — Как правило, эти фазы начинаются в июле и достигают своего минимума в сентябре-октябре».
«Сегодня мы имеем чрезвычайно низкую воду, как это называют в судоходстве. Уровень воды в районе Дуйсбурга — около двух метров, — добавляет Окке Хаман (Okke Haman), управляющий директор Промышленно-торговой палаты Нижнего Рейна. — Для судоводителей, работающих внутри страны, это означает ограничения по перевозке грузов». Ему вторит член правления немецкого транспортного товарищества «Внутренняя навигация» Роберто Спранци (Roberto Spranzi): «Нам разрешено перевозить только около 50 процентов от того количества, которое мы могли бы».
Дефицит воды в Рейне ведет к росту цен на грузоперевозки
Ежегодно по внутренним водным путям в Германии перевозят около 195 млн тонн грузов. Большей частью — по Рейну. На судах везут в основном сыпучие грузы, такие как зерно, гравий, песок, а также уголь, бензин, мазут, изделия химической промышленности, стройматериалы и металлопродукцию. Рейн связывает важные индустриальные центры Германии, Франции и Швейцарии с морскими портами Нидерландов и Бельгии.
Нынешнее обмеление реки наступило в неподходящее время, поскольку в экономике уже наблюдается высокая нервозность из-за нарушения цепочек поставок после пандемии коронавируса. Кроме того, многие компании предъявляют все более строгие требования к транспорту для заполнения своих складов, продолжает Хаман. Так они хотят подготовиться к возможным дальнейшим сбоям в цепочках поставок и обезопасить производственные процессы. Все это приводит к росту цен на перевозки грузовым и железнодорожным транспортом, морскими, а также речными судами, констатирует Хаман.
Отсутствие поставок газа также влияет на внутреннее судоходство
Если суда не смогут плавать полностью загруженными из-за мелководья, то для перевозки того же количества грузов потребуется больше судов. Но их уже не хватает. «Мы полностью забронированы», — сообщает Спранци, чье товарищество располагает сотней судов.
Кроме того, энергетический кризис, вызванный войной в Украине, тоже создает нагрузку на внутреннее судоходство. Чтобы гарантировать энергоснабжение при меньшем количестве или полном отсутствии российского газа, необходимо вновь задействовать больше электростанций, работающих на каменном угле. Это увеличивает спрос на него. «На большинстве электростанций запасов угля в настоящее время хватает только примерно на неделю работы с полной нагрузкой», — отмечается в заявлении оператора электростанции Steag из Эссена, сделанном в первую неделю июля.
Проблемы с поставками российского газа увеличивают необходимость в перевозке угля
Поэтому для электростанций необходимо перевозить больше угля. Однако свободных транспортных мощностей для этого нет. Промышленность подготовилась к поэтапному отказу от использования угля, законодательно закрепленному в 2020 году, и соответствующим образом сократила транспортные мощности. «В настоящее время не хватает судов, грузовых вагонов, локомотивов и машинистов поездов», — перечисляет оператор Steag.
Еще одно последствие войны в Украине: некоторые суда, что обычно ходят по рекам Германии, в настоящее время перевозят украинское зерно в Европу. По словам Роберто Спранци, это увеличило дефицит мощностей в сфере грузоперевозок.
Шок 2018 года
В Германии внимательно следят за уровнем воды в Рейне. Особенно после его резкого снижения из-за сильной жары четыре года назад. В 2018 году судоходство было нарушено на 132 дня из-за самого низкого уровня воды, когда-либо зафиксированного на Рейне. От этого сильно пострадали большинство компаний химической, сталелитейной и бумажной промышленности, а также металлургии, производства строительных материалов, сельского хозяйства и нефтепродуктов. Эти данные год спустя обнародовало Федеральное объединение немецкой промышленности (BDI).
До 40 процентов грузов для химического концерна BASF доставлялись по Рейну
Одним из пострадавших, например, стал завод крупнейшей в мире химической компании BASF в Людвигсхафене. Около 40 процентов поставок для нее обычно осуществляется по Рейну. До кризиса в 2018 году ежедневно 5-10 грузовых судов снабжали компанию сырьем Когда вода отступила, BASF смогла компенсировать лишь около трети мощностей судов, перейдя на трубопроводы, грузовики и железную дорогу. Отказ от кораблей и барж в пользу автотранспорта потребовал бы дополнительно 1600 грузовиков в день — и поэтому не является приемлемым вариантом, заявили в то время в BASF.
Какие уроки были извлечены?
Болезненный опыт 2018 года инициировал принятие плана действий на случай снижения уровня воды в Рейне. Среди прочего он предусматривает улучшение прогнозирования, что могло бы помочь компаниям лучше подготовиться к экстремальным погодным условиям.
Современный речной сухогруз заменяет 150 грузовых автомобилей
На повестке дня также стояла разработка судов с меньшей осадкой, то есть способных ходить при более низком уровне воды. После 2018 года BASF начала фрахтовать более современные суда, подходящие для работы в условиях низкой воды, сообщает компания. Кроме того, был спроектирован корабль с высокой грузоподъемностью и малой осадкой. Но он все еще находится в стадии строительства.
Помимо судов, необходимо также инвестировать в инфраструктуру на Рейне, продолжает Хаманн. «Однако в текущем федеральном бюджете средства на внутреннее судоходство сокращены на 350 млн в 2023 году, — жалуется он. — Это означает, что будет выделено лишь 1,3 млрд евро».
Потенциал для увеличения внутреннего судоходства в Германии есть, уверен Ханс-Генрих Витте (Hans-Heinrich Witte), глава Генерального директората по водным путям и судоходству: «На федеральных водных путях явно есть свободные мощности для большего количества судов». Внутренняя навигация вносит «значительный вклад в достижение климатических целей». Ведь одно современное судно заменяет около 150 грузовых автомобилей.
При этом, согласно прогнозам, низкая вода, как та, что была в 2018 году, станет нормой к концу века, предупреждает Кристоф Хайнцельманн (Christoph Heinzelmann) из Федерального инженерно-исследовательского института водных путей (BAW). Это означает необходимость быстрее искать решение проблемы.
Смотрите также:
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Много воды утекло в Рейне со времен древних римлян, около двух тысяч лет назад основавших на его берегах свои первые поселения. Позже они превратились в нынешние немецкие города: Шпайер, Вормс, Майнц, Кобленц, Бонн, Кельн, Ксантен. Много рейнских наводнений видели и еще увидят их жители. Самое сильное случилось зимой 1784 года, а из последних наиболее серьезными были наводнения 1993 и 1995 годов.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Батюшка Рейн — любитель ходить в гости, но делает это не часто, а по настроению, в зависимости от погоды. Иногда он ограничивается символическим затоплением прогулочных дорожек и прибрежных лугов. Если же решит вновь по-настоящему проявить бурный нрав, то может, несмотря на оказываемое сопротивление, добраться до подвалов и первых этажей. Ничего не поделаешь. Жить на Рейне — жить вместе с Рейном.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Выгоды от такого соседства во много раз превышают возможные угрозы. За много столетий здесь научились обходиться с подобными сюрпризами — возводить дамбы и быстро наводить порядок после непрошенных визитов. В последние годы в строительство защитных сооружений инвестируются сотни миллионов евро. Одновременно реке возвращают часть отобранных пойменных территорий, чтобы было, куда раздаться.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Экстремальные проявления необузданного характера Рейна регулярно чередуются с периодами низкой воды, как вновь случилось засушливой осенью 2015 года. В районе Кельна самый низкий уровень за всю историю наблюдений был зафиксирован в сентябре аномально жаркого 2003 года — всего 81 сантиметр. Можно ли было перейти столь обмелевший Рейн вброд? Нет, но об этом — позже.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Наводнения и мелководья причиняют особую головную боль рейнским капитанам. Сейчас каждый день по реке, например, на участке между Майнцем и Кобленцем проходит около 200 кораблей. Раньше было еще больше. На Рейне в Дуйсбурге находится крупнейший речной порт Европы. В прошлом веке через него из Рурской области вывозили сталь, уголь и другие товары. Так он выглядел в 1935 году.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Дуйсбургский порт в наши дни. Каждый современный речной контейнеровоз заменяет 100 грузовых машин, не говоря о кораблях, перевозящих стройматериалы, газ, нефть, другое сырье для химической промышленности, а также крупногабаритные грузы — трансформаторы, элементы ветряных энергоустановок и даже… космические корабли, вернее — советский «Буран» в 2008 году для Технического музея в Шпайере.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Для капитанов информация об уровне воды имеет огромное значение. От нее зависит, сколько груза они могут взять в рейс, чтобы не сесть на мель в периоды низкой воды или пройти под мостами во время воды высокой. Кроме того, за этими данными постоянно следят службы, отвечающие в прирейнских городах и регионах за защиту от наводнений. Поставляют их специальные водомерные станции.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Актуальные данные об уровне воды в Рейне на территории Германии можно узнать по единому справочному телефону — 19429, до него набрав код интересующего города, то есть, например, для Бонна — 0228 19429 или 0211 19429 — для Дюссельдорфа, изображенного на фотографии. Данные последних замеров круглосуточно сообщает голосовой автоответчик.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
На 865 немецких километрах Рейна беспрерывно работают 22 водомерных пункта. Важнейшими для судоходства считаются автоматизированные станции, расположенные в Каубе и Кельне — «Pegel Kaub» и «Pegel Köln». «Кельнский пегель» находится в этой круглой башенке на оживленной набережной Старого города. Стрелки его круглого циферблата показывают не время суток, а уровень воды в реке.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
«Каубский пегель» расположен на Среднем Рейне, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это место хорошо знакомо туристам, благодаря средневековому замку Пфальцграфенштайн, возведенному посреди реки. Регулярные замеры уровня воды здесь начали осуществлять в середине XIX века, а водомерный пункт построили в 1905 году.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Эта средневековая сторожевая башня находится по соседству — примерно в 20 километрах вверх по течению около Бингена. Средний Рейн всегда был и остается непростым местом для речной навигации. Осадка грузовых судов в зависимости от уровня воды и тенденции падения или повышения на этом его участке может составлять от 80 до 120 см, а минимальная глубина ходовой полосы равняется 2,1 метра.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
В районе Кельна систематически мерить уровень воды начали в 1771 году. Примерно через десять лет стали вести регулярные записи. Первая водомерная станция была разрушена льдинами во время рекордного в истории наводнения 1784 года. В феврале Рейн поднялся тогда здесь до отметки в 13,63 метра.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Данные о более ранних катастрофах известны по записям в средневековых летописях и дошедших до наших дней отметках на домах и зданиях, заливавшихся водой. Самая старая датирована июлем 1342 года — 11,53 метра в районе Кельна. Пик этого наводнения на Рейне и многих других реках Европы пришелся на день Марии Магдалины, так его и назвали — Magdalenenhochwasser.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Эти современные дома-краны в бывшем портовом квартале Кельна серьезных наводнений еще не видели. Данные об уровне воды в Рейне — данные относительные. Нулевая отметка на кельнской водомерной шкале привязана к национальной системе высотных координат и находится на несколько метров выше речного дна. Если Рейн когда-то обмельчает до «нулевого уровня», это не будет означать, что он пересох полностью.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Кельнский нулевой уровень Рейна (Pegelnull) зафиксирован на высоте 34,972 метра относительно национальной нулевой отметки (Normalhöhennull). Она, в свою очередь, находится на церкви Святого Александра в нижнесаксонском Валленхорсте. Так Рейн выглядел в начале ноября 2015 года, когда обмельчал до 1,1 метра.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Средний нормальный уровень реки в районе Кельна составляет 3,21 метра. Этот показатель вычисляется на основе данных за десятилетие. Засушливые периоды радуют историков и археологов, которые, изучая оголившееся дно, ведут поиски следов древнеримских пристаней на Рейне, например, в районе Бонна. Случаются также неприятные находки, как, например, неразорвавшиеся бомбы времен Второй мировой войны.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Во время наводнений для судоходства в районе Кельна решающее значение имеют две отметки. Первая — 6,2 метра, при достижении которой на реке водятся ограничения скорости судов, чтобы волны от них не разрушали берег. Вторая — 8,3 метра, при которой движение полностью останавливается.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Прогулочную набережную в Старом городе, обычно многолюдную и любимую туристами, закрывают при уровне в 9,8 метра. Если Рейн поднимается еще на 90 сантиметров, в Кельне вводится в действие чрезвычайный план защиты от наводнений, то есть начинается монтаж мобильного заграждения — дополнительной стены из металлических балок.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Эту мобильную систему разработали после наводнений 1993 и 1995 годов, частично затоплявших Старый город. Уровень воды в пик наводнения превышал тогда 10,6 метра. Новая система обеспечивает защиту этой исторической части города до уровня в 11,3 метра. Общий ущерб от одного только наводнения 1993 года на Рейне оценивается примерно в 500 миллионов евро, из них 56 миллионов пришлось на Кельн.
-
Наводнения и мелководья на Рейне
Специалисты подсчитали возможный ущерб от серьезного рейнского наводнения в случае, если бы здесь отсутствовали защитные сооружения. Только в земле Северный Рейн — Вестфалия он мог бы составить 130 миллиардов евро. Ввиду изменения земного климата и учащения экстремальных погодных ситуаций эти инвестиции в будущее себя оправдывают.
Автор: Максим Нелюбин