Отказ от «Северного потока — 2» пока нецелесообразен, считают эксперты SWP

В Германии нарастает дискуссия о том, следовало бы в ответ на отравление российского оппозиционного политика Алексея Навального боевым химическим веществом из группы «Новичок» прекратить строительство газопровода «Северный поток — 2». Вслед за журналистами и политиками в нее включились теперь ученые берлинского Фонда науки и политики (SWP). Этот исследовательский институт консультирует по внешнеполитическим вопросам правительство и парламент ФРГ, а также органы ЕС.

На сайте SWP 10 сентября появилась статья под заголовком «Северный поток — 2″ — средство давления на Россию?». Ее авторы — три эксперта института, занимающиеся глобальной энергетической политикой: Кирстен Вестфаль (Kirsten Westphal), Мария Пастухова (Maria Pastukhova) и Якопо Мария Пепе (Jacopo Maria Pepe). В тот же день берлинская газета Tagesspiegel опубликовала статью специалиста SWP по России Яниса Клуге (Janis Kluge), озаглавленную «Сценарий санкций не поможет в расследовании дела Навального». Обе публикации оценивают возможные последствия отказа от газопровода.

У «Газпрома» достаточно путей доставки газа в Европу 

«Северный поток — 2″ полон символики и отражает желание Германии и других европейских партнеров сотрудничать с Россией», — констатируют авторы статьи на сайте SWP. Они напоминают, что проект был начат через год после аннексии Крыма и с самого начала жестко критиковался, однако Берлин следовал установке, что экономическую деятельность и политику следует разделять.

Кирстен Вестфаль

Кирстен Вестфаль возглавила коллектив авторов статьи на сайте SWP

Если теперь правительство ФРГ остановит «Северный поток — 2», это произведет эффект разорвавшейся бомбы, считают авторы. Они предлагают политикам, оказавшимся перед сложным выбором, учитывать четыре пункта.  

«Во-первых, непосредственные экономические последствия для энергетики были бы маргинальными. Этот проект не является ни угрозой для европейской энергетической безопасности, как это часто утверждают, ни необходимостью», — отмечают эксперты SWP. Имеющихся трубопроводных мощностей, прежде всего — «старой газотранспортной системы Украины», вполне достаточно для транспортировки российского газа в ЕС.

В то же время авторы уточняют, что отказ от нового трубопровода «ни на один кубический метр не снизит закупки газа у «Газпрома». Зато возрастут риски, связанные с транзитом и возможными сбоями в поставках, поскольку не будет «прямого, современного и эффективного газопровода». В этой ситуации центральную роль придется играть первому «Северному потоку» и его отводам на территории Германии (OPAL и NEL).

«Северный поток — 2» укрепил бы стратегические позиции Германии

«Во-вторых, косвенные последствия для экономики и энергоснабжения трудно оценить. Инвестиционная руина в Балтийском море стала бы больным местом для «Газпрома», но дорого обошлась бы и европейским фирмам», — говорится далее в статье. С макроэкономической точки зрения введение в строй «Северного потока — 2» повысило бы устойчивость европейской газотранспортной системы, от увеличения предложения выиграли бы промышленность и конечные потребители газа. Правда, спрос на газ снизится из-за перехода ЕС на возобновляемые источники энергии, однако трудно сказать, насколько быстро пойдет этот процесс, пишут авторы.

Строительство приемного терминала Северного потока - 2 в городке Любмин на балтийском побережье ФРГ

Строительство приемного терминала «Северного потока — 2» в Любмине на балтийском побережье ФРГ

В-третьих, продолжают они, многие страны используют большие инфраструктурные проекты для продвижения своих геополитических и геоэкономических интересов. При всех своих политических недостатках, указывается в статье, «Северный поток — 2» обеспечил бы Германии «стратегическую добавленную стоимость, укрепил бы ее торговые и индустриальные позиции». Отказавшись от газопровода, ФРГ и ее европейские партнеры продемонстрируют Кремлю свою позицию, но нанесут вред и самим себе. «А Путин, скорее всего, представит остановку строительства как результат санкций США, под давлением которых прогнулась Германия, и это снизит силу сигнала».  

Мораторий на строительство газопровода

К тому же ученые, в-четвертых, предлагают критически оценить повод для возможного политического решения об остановке строительства. «А что принципиально нового в нынешней ситуации? Разве не было раньше более весомых причин?», — риторически спрашивают они и напоминают: «Мы каждый день покупаем нефть и газ у авторитарных режимов».

Герхард Шрёдер и Владимир Путин обнимаются

За стратегическое энергетическое партнерство с РФ выступал экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер

«Правда, основы для особого стратегического энергетического партнерства с Россией на обозримую перспективу больше нет», — констатируют авторы статьи, но подчеркивают, что «большой сосед» останется и впредь торговым партнером и важным поставщиком сырья.

Исходя из всего этого, три эксперта SWP по энергетике предлагают политикам ФРГ такой вариант решения проблемы «Северного потока — 2»: «Можно представить себе мораторий, чтобы дать время всем сторонам. Однако после этого необходимо будет огласить четкие условия для продолжения строительства, которые были бы согласованы с партнерами и приемлемы для России». 

Грозить отказом от проекта следует при эскалации в Беларуси

А вот специалист SWP по России Янис Клуге идею моратория не поддерживает, что свидетельствует о том, что ученые этого института пока не выработали единой линии в отношении «Северного потока — 2» и продолжают дискутировать о плюсах и минусах различных вариантов.

В своей статье в Tagesspiegel эксперт указывает, что «мораторий на строительство газопровода был бы равнозначным его концу. ЕС уже из-за одних только санкций США не сможет гарантировать продолжение строительства. К тому же почти исключено, что внешняя политика России даст в ближайшие годы убедительный повод для возобновления работ».

Янис Клуге - специалист SWP по России и санкционной тематике

Янис Клуге — специалист SWP по России и санкционной тематике

Выступает Янис Клуге и против того, чтобы на данном этапе полностью отказываться от проекта: «Если газопроводу наступит конец, у Москвы уже не будет причин реагировать на требования Брюсселя». В то же время угрозу окончательной остановки «Северного потока — 2» эксперт считает вполне целесообразным политическим инструментом.

«Однако он больше подходит для того, чтобы притормозить предстоящую или нарастающую эскалацию. Если, к примеру, российские силы безопасности широкомасштабно вмешаются в события в Беларуси, то можно будет усилить давление с помощью угроз в адрес «Северного потока — 2», — поясняет свою мысль эксперт. Что же касается дела Навального, то тут худшее, отравление политика, уже произошло, а потому нужны более гибкие инструменты, чтобы по следам событий принудить Россию к какой-либо форме сотрудничества. 

Упор на конвенцию о запрещении химического оружия

Это могут быть финансовые или персональные санкции, которые, в отличие от прекращения строительства газопровода, можно будет и отменить. Чтобы эти санкции были эффективными, подчеркивает Янис Клуге, ЕС необходимо выдвигать требования, выполнение которых представляется более или менее реалистичным, пусть и в отдаленном будущем.

Одно из нынешних ключевых требований правительства ФРГ к российскому руководству — расследовать обстоятельства покушения на Навального и наказать виновных — специалист по России реалистичным не считает: «В деле оппозиционера все улики указывают на то, что ответственность несет само российское государство. Тем самым подлинное государственное расследование практически исключено». В лучшем случае произойдет инсценировка, что в будущем создаст новую дилемму перед решением вопроса об отмене санкций. 

Более целесообразным подходом автор статьи в Tagesspiegel считает увязывание санкций с выполнением Россией конвенции о запрещении химического оружия. Москва должна убедительно доказать, что имеющиеся, по всей видимости, запасы «Новичка» уничтожены — и при необходимости допустить проверки. «Но быстрого успеха и здесь ждать не приходится. Так что ЕС следует настроиться на то, что обсуждаемые сейчас санкции против России будут действовать длительное время», — предупреждает специалист по России берлинского института SWP Янис Клуге.

Смотрите также:

   

   

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.