Немцы увлеклись книгой судебных речей Навального

Вышедшая в начале августа в Германии книга судебных речей Алексея Навального «Не молчите!» («Alexei Nawalny — Schweigt nicht! Reden vor Gericht». — Droemer, 2021) практически сразу попала на 19-е место в двадцатке самых продаваемых книг нон-фикшн в твердой обложке по версии издания Der Spiegel, а также на пятое место среди самых продаваемых немецких политических изданий на сайте Amazon. Тонкая книжка — меньше 100 страниц — включает в себя четыре речи, произнесенные Навальным после возвращения в Россию и задержания в аэропорту Шереметьево 17 января 2021 года.

Первая речь прозвучала уже 18 января на судебном заседании о продлении срока задержания в УВД города Химки и опубликована под заголовком «Не бойтесь — выходите на улицы». Вторая — «Владимир Отравитель Трусов. Именно так он войдет в историю» — 2 февраля в Симоновском районном суде Москвы на процессе по нарушению условий испытательного срока по делу «Ив Роше». Третья речь — «Россия будет счастливой!» — произнесена на апелляционном заседании по тому же делу в Мосгорсуде 20 февраля. И в тот же день Навальный выступил в Бабушкинском районном суде, где его судили по делу о «клевете на ветерана» — в сборнике это текст под заголовком «Вы используете прошлое, потому что вам не хочется говорить про настоящее».

Абсурдная атмосфера суда

Оригиналы выступлений на русском языке тоже приведены в билингвальном сборнике. Переводчица Александра Берлина считает, что «самым сложным было передать по-немецки их устный компонент». Навальный не читал по бумажке заранее сочиненные пассажи, в его выступлении ощущается энергетика уличного митинга.

«Да, он надеется, что потом кто-то послушает это на YouTube, но он говорит, глядя в глаза судьям, прокурору и всем этим людям, которые хотят ему зла, — говорит переводчица. — И я тут не знаю, он настолько «толстый тролль», что не боится, условно говоря, получить лишний год, лишь бы над ними поиздеваться, или все-таки какая-то частичка души в нем надеется, что судья, выслушав его, встанет и скажет: нет, я передумала, я хочу быть хорошим человеком». В словах Навального слышны то яростный порыв, то ирония — эту амбивалентность надо было сохранить в переводе.

«Чтобы передать абсурдную атмосферу происходящего, мне хотелось бы, конечно, обращаясь к немецким читателям, написать в начале что-то вроде: «Представьте себе душную, тесную комнату, представьте себе Навального в клетке…» — но для переводчика такое — непозволительно, — рассказывает Берлина. — Зато я постаралась везде, где возможно, оставить реплики судьи и прокурора». Действительно, хотя этого вроде не ждешь от книги судебных речей, она захватывает как жесткий документальный спектакль-вербатим, герой которого говорит о свободе в условиях своей абсолютной несвободы.

Конкретный российский контекст

Речи Алексея Навального предваряет краткая информационная справка: от событий 20 августа 2020 года, когда ему вдруг стало плохо в самолете, летящем из Томска в Москву, до возвращения в Москву в январе 2021-го после успешного лечения в Германии от последствий отравления, задержания в аэропорту и публикации два дня спустя разоблачительного фильма про «дворец Путина».

Немецкая читательница раскрыла книгу судебных речей Навального

«Не молчите!» — книга речей Навального

Завершается книжка еще более сжатой информацией о вынесенных приговорах и небольшим справочным аппаратом. Редакторы Томас Бланк (Thomas Blanck) и Илька Хайнеман (Ilka Heinemann) поясняют, что не ставили перед собой цели рассказать биографию Навального, а хотели «дать конкретный контекст для понимания четырех речей». Кстати, солидный том с биографией Навального, написанной в академическом стиле, вышел из печати в другом издательстве примерно в это же время, но, кажется, вызвал меньший интерес.

Комментарии к речам поясняют не самые очевидные для немецкой публики моменты из российской общественно-политической повестки, рассказывают о важных фигурах, связанных с режимом, таких как Игорь Сечин или братья Ротенберги, а также о событиях, на фоне которых шли процессы, например, о массовых выступлениях в поддержку Навального 23 января. В результате возникающей общей картины становится ясно, как российская судебная система действует в отношении оппозиционера — «не в соответствии с верховенством права, а политически», говорит Илька Хайнеман.

Мирное гражданское сопротивление

«Письма из тюрьмы — это культурный феномен», — делится своим мнением по поводу вышедшего издания Штефани Шиффер (Stefanie Schiffer), глава признанной в России «нежелательной организацией» Европейской платформы за демвыборы. Она вспоминает участвовавшего в антинацистском сопротивлении лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера (Dietrich Bonhoeffer), чьи послания из заключения «имели воздействие и указали на возможное будущее за пределами правящей власти», а также чешского диссидента и писателя Вацлава Гавела, ставшего президентом Чехии после победы «бархатной революции». По ее мнению, Навальный к нынешнему времени «приобрел моральный авторитет и харизму, которые ставят его на такой же уровень».

Конечно, Навальный стал особенно известен в Германии после прошлогодней истории с его отравлением, а затем лечением в берлинской клинике «Шарите». Но его выступления в суде, помимо чисто российского контекста, воспринимаются и как часть европейской традиции мирного гражданского сопротивления, когда на принципах демократии и права настаивают даже в моменты наибольшей личной опасности. В такой оптике далекий политик из чужой страны вдруг оказывается своим, близким, а его действия ясными и логичными, включая даже беспрецедентное возвращение из Германии в Россию под угрозой неминуемого ареста. И книгу речей Навального с интересом читают в Германии именно поэтому.

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий