Рас(ц/c)вет русского авангарда под Берлином

Во дворце Барберини (Museum Barberini) в Потсдаме в субботу, 28 августа, открывается выставка«Импрессионизм в России. Прорыв в авангард». Собрав около 80 произведений из музеев Амстердама, Лондона, Мадрида, Москвы, Нью-Йорка и частных коллекций, авторы экспозиции решили продемонстрировать творчество русских художников конца XIX — начала XX столетий в контексте и как часть западноевропейского модернизма.

Немалую роль в сближении сыграла Франция. Париж — ведущий центр европейского искусства — начал притягивать русских живописцев с 1860-х годов. Знакомство с работами французских импрессионистов позволяло им освободиться от академических правил, господствовавших в реализме.

Парижские бульвары и русские дачи

Визуальные эффекты меняющегося времени — электрическое освещение, крупные витрины, архитектура современных парижских бульваров — привлекали многих художников. Например, Константина Коровина и Николая Тархова особенно интересовало ночное освещение парижских улиц.

Картина Константина Коровина Париж, кафе де ля Пэ из Третьяковской галереи в Москве

Константин Коровин, «Париж, кафе де ля Пэ», 1906 год

Практика рисования на пленэре, в становление которой импрессионисты внесли значительный вклад, способствовала трансформации русского изобразительного искусства и популяризации пейзажной живописи. Подтверждением тому служат работы Ильи Репина, Василия Поленова и их учеников Константина Коровина и Валентина Серова. А новому осмыслению натюрмортов и сцен в помещениях помогли дачи, на рубеже веков ставшие прибежищем городской публики. Безмятежность загородной жизни и наполненные светом интерьеры нашли свое отражение в работах многих представителей русского импрессионизма.

Следующее поколение русских художников в Париже в начале XX века смогло познакомиться с постимпрессионизмом и фовизмом — стилями, представители которых экспериментировали с яркими, несмешанными цветами. Как и французские постимпрессионисты, многие русские художники этого поколения стремились сделать международную карьеру, а их пребывание на Западе не ограничивалось учебой.

В живопись — из семейного бизнеса

На выставке в Потсдаме представлены более 20 художников. Не все их них окунулись в искусство с юных лет. Так, Николай Мещерин, старший сын купца и сооснователя Даниловской мануфактуры, учился в Московской практической академии коммерческих наук и в 16 лет принял управление делами отца после его смерти. Позднее молодой человек увлекся фотографией, составлением картин из сушеных трав, а живописью занялся к 30 годам. В семейной усадьбе Мещериных в Дугино гостили многие московские художники.

Кто-то из представленных на выставке живописцев оставил след не только в изобразительном искусстве. Например, Владимир Баранов-Россине запатентовал в Париже так называемое оптофонетическое пианино, в котором акустические импульсы сочетались с визуальными.

«Бубновый валет», «Ослиный хвост» и перформансы с Маяковским

В Германию привезли и работы Михаила Ларионова, основателя и теоретика лучизма. Это течение в русском авангарде изучало вопрос представления света в изобразительном искусстве. Написанное в манере лучизма полотно разделяется на цветные поля в виде лучей.

Картина Натальи Гончаровой Лес из Национального музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде

Картина Натальи Гончаровой «Лес», 1913 год

Под крышей дворца Барберини можно увидеть и картины спутницы жизни Ларионова — Натальи Гончаровой. В 1910 году они организовали в Москве выставку «Бубновый валет», из которой позднее выросло одноименное объединение художников — одна из наиболее значимых творческих групп раннего авангарда.

В 1912-м Ларионов и Гончарова покинули объединение и основали художественную группу «Ослиный хвост». А после эмиграции из России создавали в Париже костюмы и декорации к постановкам «Русских балетов» Сергея Дягилева.

Представлены под Берлином и работы Давида Бурлюка, также входившего в число «бубновалетцев». Широкое понимание искусства отразилось в сотрудничестве Бурлюка с поэтами Владимиром Маяковским и Василием Каменским и проведении совместных чтений-перформансов.

Один из «четырнадцати бунтовщиков»

Организаторы потсдамской выставки не обошли стороной и одного из реформаторов русского изобразительного искусства XIX столетия Ивана Крамского. Будущий инициатор санкт-петербургской Артели художников пришел к живописи через фотографию, в юношестве занимаясь ретушированием снимков у одного из харьковских фотографов.

Во время учебы в Императорской академии художеств Крамской вместе с рядом других студентов отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль. Эти события известны как «Бунт четырнадцати». Конкурсантам была предложена единственная тема для разработки, они обратились к Совету академии с просьбой предоставить им свободный выбор сюжета, но получили отказ. Приняв решение не участвовать в конкурсе, студенты покинули учебное заведение и объединились в независимую творческую коммуну.

Выставка в Музее Барберини — www.museum-barberini.de —  организована в сотрудничестве с Третьяковской галереей в Москве и Музеем Фридера Бурды в Баден-Бадене. Увидеть работы русских импрессионистов в Потсдаме можно до 9 января 2022 года.

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий