На дворе был октябрь 1961 года. В воскресный вечер американский дипломат Эдвин Аллан Лайтнер решил посетить с женой представление театральной труппы из Чехословакии в восточной части Берлина. В этом не было ничего необычного. И после начала строительства Берлинской стены в августе 1961 года представители союзников пользовались свободой передвижения по городу и не подвергались контролю со стороны военных и секретных служб ГДР. Но дипломата в гражданской одежде на частной машине задержали и попросили предъявить документы на контрольно-пропускном пункте «Чарли». Беззаботный вечер не удался и даже вылился в один из самых напряженных моментов холодной войны.
Эскалация конфликта на КПП «Чарли»
КПП «Чарли» разделял улицу Фридрихштрассе на две части и использовался западными военнослужащими и иностранными дипломатами для перехода из Западного Берлина в Восточный. И если сначала им были доступны и другие пропускные пункты, то позже министерство внутренних дел ГДР ограничило такую возможность только КПП «Чарли». А 23 октября 1961 года с одобрения советского руководства МВД ГДР издало постановление, предписывавшее гражданским сотрудникам американской военной миссии предъявлять паспорта при поездках на восток Берлина. Это было нарушением четырехстороннего статуса города, который гарантировал совместную ответственность всех стран-победительниц и свободу передвижения членов американских, британских и французских военных миссий.
Чтобы дипломат Лайтнер смог перейти границу, американцы прислали вооруженный конвой. Подобные сцены повторялись еще несколько дней с другими лицами в гражданском. Эскалация нарастала. 25 октября генерал Люциус Д. Клей, советник президента США Джона Кеннеди в Берлине, впервые использовал танки. Он считал, что Кеннеди слишком быстро сдался после того, как была построена Стена, поэтому решил отстоять американскую позицию. Неподалеку от Бранденбургских ворот в боевую готовность была приведена и британская военная техника. В ответ на такую «империалистическую провокацию» первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев также направил на блокпост танки.
Туристы на бывшем КПП «Чарли»
В итоге 27 октября почти в течение суток друг против друга стояли десять M-48 и десять T-54. Их разделяло расстояние всего в десятки метров. Экипажи были готовы к стрельбе, как отмечается в архивных документах. Тогдашний генерал Анатолий Грибков позже вспомнил в документальном фильме немецкой телекомпании ARD, что ситуация в советском высшем командовании была классифицирована как «опасная». Ни правительство Западной Германии в Бонне, ни правительство СЕПГ в Восточном Берлине не могли повлиять на ситуацию, — все было в руках СССР и США.
США и СССР: танковая игра на нервах
Хрущев и Кеннеди изначально дали указание своим командующим войсками реагировать на насилие встречным насилием. Но ни тот, ни другой не были заинтересованы в превращении противостояния в военный конфликт. В конце концов, танковое противостояние обошлось без кровопролития. Для развязки были задействованы дипломатические каналы. Кеннеди попросил Хрущева немного отвести свои танки, тогда бы и он смог заставить американские танки отступить, не теряя лица. Хрущев согласился. Обе стороны представляли себя победителями в этой войне нервов.
Танки на КПП «Чарли» не могли бы решить исход войны, но они могли бы ее спровоцировать, отмечает в интервью радиостанции Deutschlandfunk потсдамский историк Мартин Забров (Martin Sabrow). Мир в эти два дня стоял на пороге Третьей мировой войны. КПП «Чарли» до сих пор напоминает о противостоянии Востока и Запада и является исторической достопримечательностью Берлина. Те, кто интересуется событиями 60-летней давности, могут пережить их с помощью технологии дополненной реальности. Фонд «Берлинская стена» разработал специальное приложение, рассказывающее об истории этого контрольно-пропускного пункта.
Смотрите также:
-
Туннели под Берлинской стеной
Этот кадр августа 1961 года вошел в историю и стал символическим. На нем изображен момент, когда восточногерманский солдат Конрад Шуман, воспользовавшись случаем, прыгает через заграждение из колючей проволоки и совершает побег из ГДР. Сделал он это через два дня после начала строительства Берлинской стены. Он был одним из десятков тысяч человек, которые попытались бежать из ГДР.
-
Туннели под Берлинской стеной
Одни будут пробираться через 1400-километровую германо-германскую границу, рискуя быть застреленными. Другие — прятаться в автомобильных тайниках, строить самолеты, воздушные шары и подводные лодки. 40 тысяч попыток закончатся успехом. Несколько сотен человек погибнет. 140 попыток перебраться через Берлинскую стену закончатся трагически. Мы сегодня расскажем о тех, кто бежал из ГДР под Стеной.
-
Туннели под Берлинской стеной
Этой теме посвящена одна из десяти экскурсий, которые проводят в германской столице эксперты исторического общества «Берлинские подземелья» (Berliner Unterwelten). Начинается она в бункере на станции метро «Гезундбруннен», где находится первая часть экспозиции, а затем продолжается в подвале одного из домов на улице Бернауэр Штрассе — в месте, где чаще всего пытались рыть туннели.
-
Туннели под Берлинской стеной
В первые месяцы после начала возведения Берлинской стены сотням людей удалось воспользоваться уже существовавшими подземными лазейками — пока они были открыты. Через канализацию бежало около 850 человек, по туннелям метро ушло около 120 беглецов. Однако уже скоро власти ГДР стали принимать меры. В метро с контактных рельсов убрали защитные кожухи, на шпалы положили такие «сталинские газоны»…
-
Туннели под Берлинской стеной
Канализационные туннели перекрыли балками и решетками, оборудовали сигнализацией. Подземные сооружения начали охранять. Маршруты для обхода обозначались стрелками и надписями: «В сторону противника» — «В сторону своих» (Feindwärts — Freundwärts). Правда, из дозоров возвращались не все патрули. Во время экскурсии посетители могут через специальное окно заглянуть здесь в метро…
-
Туннели под Берлинской стеной
Уголовная ответственность за попытки бегства из ГДР была введена еще в 1957 году, а границу начали укреплять за пять лет до этого. Перед началом строительства Берлинской стены численность погранвойск ГДР уже составила около 40 тысяч человек. За десять предыдущих лет она была увеличена более чем в 2,5 раза. Дело в том, что жители ГДР тысячами бежали на Запад: 2,6 миллиона в 1949-1961 годах.
-
Туннели под Берлинской стеной
Лишь за последний месяц перед началом строительства Берлинской стены в августе 1961 года ГДР покинуло более 30 тысяч человек. Государство рабочих и крестьян могло остаться без рабочих и крестьян, а также без инженеров и творческой интеллигенции. Несмотря на все тревожные признаки и действия властей ГДР, для многих полное закрытие границы все же оказалось неожиданностью, особенно — в Берлине.
-
Туннели под Берлинской стеной
Когда были перекрыты пути бегства через метро и канализацию, начали рыть туннели. По некоторым данным, до середины 1970-х годов их число составило около сорока, по другим — около семидесяти, как доведенных до конца, так и незавершенных. Через них в Западный Берлин бежало в общей сложности до 300 человек. Этот кадр сделан во время прокладки так называемого «Туннеля 57» — одного из самых известных.
-
Туннели под Берлинской стеной
«57» — не порядковый номер, а количество людей, которым удалось выбраться по нему из ГДР (до обнаружения, всего за одну ночь). Предателем оказался человек, который тоже должен был бежать, но попал под колпак МГБ. Во второй части экспозиции, расположенной в подвале бывшей пивоварни на Бернауэр Штрассе, можно увидеть реконструированный отрезок штольни, созданный при участии бывших строителей.
-
Туннели под Берлинской стеной
Всего этим туннелем должно было воспользоваться 120 человек. Он оказался самым длинным — 145 метров, а также самым глубоким — 12 метров. Копали со стороны Западного Берлина, однако отметим, что не меньше их прокладывали со стороны ГДР. В данном проекте с апреля по октябрь 1964 года участвовало 35 человек, включая специалистов, обладавших инженерными и техническими знаниями и навыками.
-
Туннели под Берлинской стеной
«Туннель 57» частично финансировался за счет прав на будущее использование кино- и фотоматериалов в СМИ, но большая часть, около 30 тысяч марок ФРГ, поступила из секретного фонда западногерманского правительства. Участники экскурсии также узнают историю другого проекта — «Туннеля 29», история которого легла в основу немецкого телефильма «Der Tunnel», снятого в 2001 году.
-
Туннели под Берлинской стеной
Около входа в филиал «Берлинских подземелий» на Бернауэр Штрассе посетителей встречает тот самый Конрад Шуман, перепрыгивающий через колючую проволоку. Рядом находятся мемориал «Берлинской стены» и документально-информационный центр, посвященный истории города, оказавшегося на передовой «холодной войны» в 1961-1989 годах.
Автор: Максим Нелюбин