Что знают берлинцы об истории еврейского Берлина

«Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш? Истории», — под таким названием в немецкой столице проходит выставка, открывшаяся во вторник, 14 декабря, в Новой синагоге — Центре иудаики (Centrum Judaicum) на Ораниенбургерштрассе. Это одно из более 1500 мероприятий, которые в 2021 году проходят в рамках Года 1700-летия еврейской жизни (1700 Jahre jüdisches Leben in Deutschland) по всей стране.

Истории еврейского Берлина

Центральный вопрос экспозиции звучит так: «Что значит еврейский Берлин и его истории для каждого из нас?». Более года назад Centrum Judaicum обратился с этим вопросом к жителям немецкой столицы. К удивлению организаторов выставки их призыв рассказать о своем опыте нашел большой отклик у берлинцев — как евреев, так и не евреев.

Ответы на этот непростой вопрос собрались в калейдоскоп историй, рассказанных жителями немецкой столицы, — о себе, своих родных, знакомых и судьбах, оставивших след в их душе. На выставке представлены как объекты, так и тексты, а также видеоинсталляции.

Выставка Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш? Истории

Выставка «Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш? Истории» открылась 14 декабря

17-летняя школьница Луна Нислер (Luna Niesler) сначала для школы, а потом и для выставки подготовила коллаж, рассказывающий о детях, судьба которых неизвестна. «Я живу на Ораниенбургерштрассе. И до недавних пор я ничего не знала о еврейской жизни в моем квартале. Для занятий на уроках религии я начала работу над коллажем, рассказывающем о детском доме, который находился раньше по адресу Аугустусштрассе. Этот дом сирот носил название «Ahawa», что на иврите означает «любовь». Судьба детей на фотографии неизвестна. По крайней мере, мне так и не удалось найти никакой информации о них…. Поэтому  камни преткновения — в память о детях-сиротах и против забвения».

Еще один коллаж, выполненный из разных тканей, рассказывает историю дизайнера Вены Вайман (Vena Weinmann). В 1920-е годы последовательница школы Баухаус, входившая в группу художников «Porza», переехала из Польши в Берлин и наладила производство тканей по собственным эскизам. 

Год 1700-летия еврейской жизни продлен до лета 2022 года

Истории о еврейской жизни рассказывают жители Берлина — простые люди и знаменитости. Так, бывший бургомистр Берлина Эберхард Дипген (Eberhard Diepgen) написал один из текстов для экспозиции. Он вспоминает историю и судьбу Хайнца Берггрюна (Heinz Berggruen), который вернулся в Берлин спустя 60 лет после изгнания. Коллекционер и торговец предметами искусства в знак примирения передал городу свою знаменитую коллекцию. Благодаря ему у Берлина появилась одно из самых значительных собраний картин XX века. Бывший бургомистр задается риторическим вопросом: «Можем ли мы оценить по-настоящему то, что такие люди, как он (Хайнц Берггрюн — Ред.), не остались в стороне навсегда?».

Ганс-Дитрих Геншер в баре Хайнца Холя

Ганс-Дитрих Геншер в баре Хайнца Холя

На одной из фотографии, представленных на выставке, — известный немецкий политик Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher) с рюмкой водки. А рядом с ним —  Хайнц Холь (Heinz Holl), владелец нескольких баров в Берлине. К нему часто заглядывали и известные немецкие политики. Многие берлинцы помнят Холя, но мало кто знает о его еврейском происхождении.

Видеоинсталляция «Еврейский мир Берлина с 1800 года» знакомит посетителя выставки с разными эпохами. И у каждой — свой след в общей истории. Вольфганг Херцберг (Wolfgang Herzberg) пишет: «Для меня не существует никакого еврейского Берлина после того, как моя бабушка Йоханна (Johanna), мои родственники и тысячи берлинских евреев были изгнаны и уничтожены…» Сегодня он старается переработать воспоминания родственников и близких, записывая их и сочиняя музыку.

Фотография Зигберта Кемплера на выставке Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш?

Еврейский мальчик Зигберт Кемплер достиг религиозного совершеннолетия: этот важный момент — бармицва — был запечатлен фотографом

Бен Кемплер (Ben Kempler) рассказывает свою семейную историю. Его прабабушка родилась в Берлине 130 лет назад. У ее родителей был ресторан и фотостудия. Вместе со своим мужем она работала в швейной мастерской на киностудии UFA. Их сын Зигберт Кемплер ходил в еврейскую школу, на месте которой сейчас в Берлине находится Еврейская гимназия. Бармицва дедушки прошла в 1924 году в бывшем здании Новой синагоги. Здесь же в 1938 году сыграли и его свадьбу. А уже в следующем году молодая семья была вынуждена бежать — сначала в Англию, потом — в США. Там и родился Бен. В 1998 году он вернулся в Берлин. И теперь уже его сыновья праздновали бармицву в Новой синагоге на Ораниенбургерштрассе. «Круг замкнулся?» — задается вопросом Бен. 

Алиса Максман (Alissa Maxman) поделилась своими воспоминаниями о том, как ее семья в 2001 году эмигрировала из России в Берлин. Ее дочь, родившаяся уже в немецкой столице, рассказывает в школе о еврейских традициях. Как и ее мама, девочка считает, что Берлин нельзя назвать еврейским городом — евреи в Берлине только временно. «Так и останемся мигрантами? «Русскими»? Вопросы девочки, для которой родной язык — русский, перекликаются с мыслями ее матери.

Директор Новой синагоги и куратор экспозиции «Еврейский Берлин. Мой? Ваш? Наш? Истории» Анья Зигемунд (Anja Siegemund) уверена, что у выставки будет продолжительный эффект. «Мы собираем истории людей, чтобы укрепить интерес к еврейскому Берлину», — говорит она.

Выставка продлится до 12 июня 2022 года. В связи с пандемией коронавируса было решено продлить Год 1700-летия еврейской жизни (1700 Jahre jüdisches Leben in Deutschland) до лета следующего года.

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий