Зачем немецкий коллекционер собирает плакаты «Интуриста»

DW: Многие ли коллекционируют плакаты?

Оливер Кемпкенс (Oliver Kempkens): Рынок плакатов небольшой, но он растет. Если пять лет назад на аукционах я часто оказывался в одиночестве, то на последнем было уже 15 участников. А предполагаемая цена за лот в 1500 евро достигла 5000 евро.

— С чего началась ваша коллекция?

— В начале 2000-х я искал необычный туристический плакат эпохи 1920-1930-х в стиле ар-деко для своей квартиры и случайно наткнулся на плакаты «Интуриста», которые отличались особым художественным стилем.

Постер Ленинград, автор Николай Жуков,1935 г.

«Ленинград», автор: Н. Жуков,1935 год

К сожалению, нет единого каталога, в котором бы перечислялось, сколько было создано плакатов и каких. Плакаты «Интуриста» выпускались на разных языках и неизвестными тиражами. Так что я начал собирать все, что находил на рынке, и собираю до сих пор. На сегодня это порядка 38 плакатов. Я приобрел их во Франции, Австралии, Великобритании, в США, в галереях Christies и Swann.

— Значит, вам удалось собрать почти все плакаты?

— Мы не знаем точно, сколько плакатов «Интуриста» было выпущено. Существуют факсимиле, но я никогда не видел их в продаже. Возможно, это были просто открытки или брошюры, переведенные в формат плакатов.

Плакат Санатории СССР, автор Мария Нестерова-Берзина, 1930 г.

«Санатории СССР», автор М. Нестерова-Берзина, 1930 год

Но условно можно выделить три периода, где первый — с 1920-х по 1942 год, классический ар-деко с элементами индустриализации и указанием авторов. После него наступил этап 1950-1970 годов, когда авторы вообще перестали называться, и сегодня уже невозможно проследить их историю. Стилистически эти плакаты очень разные: второй этап больше основан на коллажах с фотографиями, выполненными в разных стилях. Третьим стал этап с 1965-го по 1980 год, когда плакаты снова стали иллюстрированными. Плакаты отражают дух времени: например, в начале плакаты были очень современными, новаторскими, в том числе и в художественном плане, а в конце стали довольно китчевыми.

— В своей книге вы провели целое научное исследование!

— Плакаты иллюстрируют развитие событий в СССР. Вначале я не знал точно, какая государственная миссия была у «Интуриста». В художественном плане плакаты в какой-то степени противоречили государственной доктрине, одновременно являясь ее частью. Они были своего рода политическим компромиссом. У меня была коллекция и много вопросов. Кто был их автором? Как понимать изображения? 

Плакат Баку, авторы Сергей Игумнов и Мария Нестерова-Берзина, 1935-1936 гг.

Плакат «Баку», авторы С. Игумнов и М. Нестерова-Берзина, 1935-1936 годы

Поэтому три года назад я начал сотрудничать с двумя российскими исследователями по коллекции. Они собирали материалы, которые я обобщал и структурировал уже в виде книги. Паралелльно я обратился и к искусствоведам в Германии, которые составили искусствоведческую классификацию.

— Есть ли в вашей коллекции особые плакаты?

— Да, их три. Один из них — плакат «Баку» 1930-х годов, на котором можно увидеть первую в Баку нефтяную вышку. Мне кажется это потрясающим, поскольку плакат описывает изобилие ресурсов и прогресс индустриализации. Другой плакат посвящен советской Ривьере «La riviera sovietique». Думаю, что это была красивая попытка сравнить французскую и советскую Ривьеры. На плакате много ярких и аляповатых цветов, пальмы, то есть, всё то, что не является первой ассоциацией с Россией.

Плакат Советская Ривьера, 1959 г.

Плакат «Советская Ривьера», 1959 год

Третий плакат «Центральная Азия» был, к сожалению, утрачен во время переезда моего бывшего фотографа. Он был создан в 1930-1940-е годы, и на нем изображены танцующие девушки. Этот плакат мне особенно нравился тем, что отличался от других плакатов того времени: он предвосхитил стиль 1970-х годов, но был выполенен в стилистике плакатов 1920-1930-х годов.

— Какие трудности возникают у коллекционера?

— Важная тема — хранение, вопрос пространства. Что касается проблемы с подделками, то специалисты мне объяснили, как с помощью увеличительного стекла можно определить, настоящий ли это офсет или перепечатанный цифровой плакат.

— Коллекция предназначена для вашей дочери?

— Это будет частью ее наследства. Я хочу передать ей коллекцию так, чтобы просто сказать: «Вот постеры, а вот описание к ним. Наслаждайся искусством, никакую исследовательскую работу больше не нужно делать. Я обо всем позаботился». 

Коллекционер Оливер Кемпкенс с дочерью

Оливер Кемпкенс с дочерью

— Что вас так привлекает в России?

— Мне нравится индустриальная культура Москвы. Кроме того, Москва является этнически смешанным городом, что можно увидеть в архитектурных стилях зданий. Вы видите движение от мастерства к созданию чего-то совершенно нового. Я ценю это развитие, эту попытку переосмысления, и считаю, что русские конструктивисты внесли огромный вклад в стиль модерн.

— Планируется ли выставка?

— Уже прошли, и довольно успешно, две выставки: в Берлине при поддержке российского посольства в Доме науки и культуры, а также в Москве в Городском музее. Я хотел бы подготовить новые выставки, но это требует много времени.

Книгу «Отражение великой идеи», посвященную коллекции плакатов турбюро «Интурист» на русском, немецком и английском языках, можно найти на сайте Оливера Кепмкенса www.theintourist.com

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий