Лауреат «европейского Оскара»: На меня повлияли «Джокер» и «Чебурашка»

Получив за музыку к фильму «Берлин. Александерплац» сначала немецкую премию «Лола», а потом и европейский «Оскар», 31-летняя композитор Даша Дауэнхауэр (Dascha Dauenhauer) окончательно приобрела статус восходящей звезды киномузыки, если не мирового, то европейского масштаба. Корреспондент DW встретился с Дашей в карантинном Берлине и, прогуливаясь вокруг закрытого на время пандемии театра Schaubühne, поговорил с ней о славе, детстве и «Чебурашке».

DW: Даша, привет! Скажи, ты ведь из музыкальной семьи? У тебя же должен быть какой-то дедушка-композитор.

Даша Дауэнхауэр: Нет, в семье никто не занимался музыкой. Мама работала бухгалтером в московской музыкальной школе, и когда мне было пять лет, меня по знакомству показали тамошнему профессору. Он сказал, что у этой девочки есть талант, и мы сразу стали брать частные музыкальные уроки. И потом уже в Германии.

Переезд в Германию в семилетнем возрасте стал для тебя травмой?

— Думаю, сам переезд не был травмой, а вот вжиться в эту новую жизнь было нелегко. Моя школа находилась в берлинском районе Лихтенберг, где тогда, кажется, русских не очень любили. По крайней мере, одна учительница не переносила меня именно по этой причине.

Ты была вундеркиндом?

— Так бы я себя не назвала. Я просто много работала: три часа в день за фортепиано. Сам понимаешь, строгая русская школа.

А в детстве тебя не «перекормили» музыкой? Ты не бунтовала?

— Конечно, бунтовала, когда была подростком. В какой-то момент я поняла, что всю жизнь делала только то, что хотели от меня родители — фортепиано и бесконечные концерты. А чего я хочу сама? Два-три года я пыталась это выяснить, и потом успокоилась, поняв, что на самом деле люблю музыку.

А как ты оказалась в киномузыке?

— Я занималась современной музыкой, сочиняла произведения в своем стиле, но все всегда мне говорили, что моя музыка слишком визуальна, люди сразу представляли себе какие-то образы. И я люблю фильмы, я — фанат кино и сериалов. Так что после отделений фортепиано и теории музыки я пошла на магистратуру в Университет кино в Бабельсберге. На самом деле до этого я была классическим композитором: мелодии, гармонии, классические инструменты. Я от этого подустала и захотела чего-то нового, где можно работать со звуками — брать инструмент, менять его на компьютере до неузнаваемости. Примерно этим я сейчас и занимаюсь.

Ты чувствуешь сейчас кризис в киноиндустрии из-за пандемии?

— Не только в кино, кризис во всем мире. Я должна сказать, что мне просто повезло, что я вовремя собрала призы с «Александерплац». Так что лично у меня много заказов, мне просто повезло вовремя стать известной. Знаю коллег, которым сейчас приходится очень сложно.

Сцена из фильма Берлин. Александерплац

Сцена из фильма «Берлин. Александерплац»

То есть если б не «Александерплац», было бы тяжело?

— Абсолютно. Уверена в этом.

— Можно ли киномузыкой зарабатывать достаточно для жизни?

— Можно. Зависит от проектов. Чем они масштабнее, тем больше гонорары. Я одновременно работаю над четырьмя проектами. Один из них — международный проект Netflix.

— Netflix подключился уже после «Александерплац»?

— Да. Как это обычно бывает, один особенный успешный фильм дает тебе входной билет в большой мир.

Ты чувствуешь свои российские корни?

— Сложно. Не чувствую себя ни русской, ни немкой. У моей мамы еврейские корни, тоже не чувствую особой связи. Я, наверное, разорвана на кусочки. Я переехала в Германию в семь лет, так что постоянно ощущаю это чувство разорванности.

А к Берлину как ты относишься?

— Что ты имеешь в виду?

Можешь, например, сказать «лучший город на Земле».

— Конечно. Лучший город на Земле (смеется). Хочу остаться здесь навсегда.

Ты можешь себе позволить жить, где хочешь, ведь ты работаешь из дома.

— Я устроила себе отличную студию в подвале своего дома и всем довольна.

— Кто на тебя повлиял среди современных кинокомпозиторов?

Хильдур Гуднадоуттир. Она сделала музыку к фильму «Джокер» и получила «Оскар». Это женщина, она примерно моих лет, ее пример очень воодушевляет.

А русские фильмы?

— Люблю «Чебурашку». Это мое детство, я люблю все эти песни. Недавно снова пересматривала и наткнулась на сцену, где труба загрязняет реку. Представь себе, это было сделано десятилетия назад, да еще и в России. И неожиданно — современные экологические темы. Это меня сильно впечатлило.

Даша Дауэнхауэр во время интервью

Даша Дауэнхауэр во время интервью

Чувствуешь ли ты груз на своих плечах? Теперь от тебя ждут очередного успеха.

— Да. Невероятный груз. Чем важнее те призы, которые ты получаешь, тем больше опасность, что в следующий раз ты разочаруешь. Потому что ожиданий от меня все больше и больше. И теперь я чувствую, что должна написать совершенно особенную музыку с совершенно особенными звуками, которые не использует больше никто. Чем выше забираешься, тем ниже потом можешь упасть.

Смотрите также:

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий