«С первой встречи и до сегодняшнего дня Федеральный оркестр служит ярким примером для молодых украинских музыкантов», — говорит в интервью DW знаменитый украинский дирижер Оксана Лынив, которая инициировала создание Молодежного оркестра Украины в 2017 году. «Вновь и вновь Федеральный оркестр Германии, с его высоким музыкальным уровнем и давними традициями, становится примером для вдохновения».
Берлин вместо Одессы
Пятую годовщину основания Молодежного оркестра Украины и дружбы между двумя молодежными ансамблями должны были отпраздновать: совместный концерт в легендарном Одесском оперном театре был запланирован на май этого года, как «аналог» европейского концерта Берлинского филармонического оркестра, который также планировал выступить 1 мая в Одессе.
«Члены Федерального молодежного оркестра должны были провести там репетицию вместе с украинской молодежью под руководством музыкантов Берлинской филармонии, а затем дать концерт», — рассказал DW директор оркестра Зенке Ленц (Sönke Lentz). «Но страшная военная агрессия сделала это невозможным. По крайней мере, нам удалось организовать совместную работу в Германии, за которой последуют благотворительные концерты в помощь оркестру Украины», — говорит директор оркестра.
4 и 5 июля оркестр проекта, объединяющего молодых музыкантов из Германии и беженцев из Украины, выступит на сцене Государственного театра в Ганновере и в филармонии в Кельне.
В программу включены произведения Бетховена и Дворжака, а также симфоническая баллада украинского классика Бориса Лятошинского «Гражина», основанная на одноименной поэме польского барда Адама Мицкевича. В произведении прославляется отважная героиня Гражина, своего рода латышская Жанна д’Арк, которая ведет свой народ на борьбу с всесильным врагом. Берлинский концерт транслировался в прямом эфире в цифровом концертном зале Берлинской филармонии. Дирижировал молодой украинский дирижер Артем Лонхинов.
Дирижер Артем Лонхинов
«Работа в эмоциональном плане с 80 молодыми немецкими и украинскими музыкантами была невероятно трогательной , — признается DW дирижер. — Думаю, что это незабываемый опыт для каждого. В особенности для украинцев это именно та терапия, которая им сейчас нужна».
Акция солидарности в трудные времена
На 24 февраля 2022 года оркестр насчитывал 80 активных участников, лучших молодых украинских музыкантов со всей страны. «Первые дни были полны шока и отчаяния, — рассказывает руководитель оркестра, скрипачка Александра Зайцева. «Ребята физически и психологически не могли играть или репетировать, вообще не могли прикоснуться к инструменту. Многим пришлось провести в бункерах несколько дней или недель. Мы старались оставаться на связи как можно дольше, постоянно писали друг другу, даже организовывали встречи в Zoom».
Многие из молодых оркестрантов уехали из страны, многие остались. «В основном это молодые люди призывного возраста от 18 лет и старше, а также те, кто хочет поддержать свои семьи и страну», — говорит Зайцева.
Однако, собрав около 50 музыкантов, оркестр смог переформироваться и уже провел ряд важных выступлений, в том числе и на Баховском фестивале в Лейпциге. За гастролями с Федеральным оркестром последуют концерты на Мюнхенском оперном фестивале, фестивале молодых музыкантов в Байройте, Люцернском фестивале, фестивале молодой евроклассики, фестивале в Мёрсе и Бетховенском фестивале в Бонне — настоящая «акция солидарности», говорит Александра Зайцева. «Наш оркестр, в отличие от немецкого, не получает государственного финансирования, поэтому мы невероятно благодарны каждому спонсору».
…и воссоединение в Бонне
Но совершенно особенное значение имеет концерт, который состоится 29 августа на открытии Бетховенского фестиваля в Бонне. В каком-то смысле это будет день рождения украинского молодежного оркестра: он пройдет ровно через пять лет после первого публичного выступления, состоявшегося также в Бонне. Пять лет, за которые мир стал совершенно другим.
Смотрите также:
-
Тайм-менеджмент великих людей
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Строго придерживаться определенного режима дня было одним из главных правил немецкого композитора и пианиста Людвига ван Бетховена (Ludwig von Beethoven). Так, ежедневно после обеда он в любую погоду отправлялся на прогулку, причем всегда брал с собой лист бумаги и карандаш. Пребывание на свежем воздухе давало возможность лучше концентрироваться и еще более продуктивно работать.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Уильям Фолкнер (1897-1962)
Для продуктивной работы распорядок дня очень важен. Очередное свидетельство тому — книга американского журналиста и писателя Мейсона Карри «Режим гения: Распорядок дня великих людей». В ней описаны особенности образа жизни людей, зачисленных историей в разряд гениев. Американский писатель и нобелевский лауреат Уильям Фолкнер, например, во время работы никого не пускал в свой кабинет.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Марк Твен (1835-1910)
Американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен тоже не позволял никому тревожить его во время работы, иначе он просто не мог сконцентрироваться. Он строго-настрого запрещал даже членам семьи не только переступать порог своего кабинета, но и приближаться к нему. В случае если Твен был по какой-то причине срочно нужен, домашним следовало трубить в горн.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Австрийский психолог, психиатр, невролог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) придумал рецепт, позволявший ему сосредотачивать внимание исключительно на работе и не отвлекаться по мелочам. Секрет был прост: каждое утро жене Фрейда, Марте (Martha Freud), следовало подбирать для супруга костюм и аксессуары, вплоть до носовых платков, и даже выдавливать пасту на его зубную щетку.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Серен Кьеркегор (1813-1855)
Датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор начинал свой день с того, что садился за письменный стол, а в полдень отправлялся на длительную прогулку. На свежем воздухе ему лучше думалось. Чтобы не забыть осенившие его мысли, сразу же по возвращении домой Кьеркегор, даже не снимая плаща и шляпы и не отложив в сторону зонтик, бросался записывать свои оригинальные идеи.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Австрийский композитор и музыкант-виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) всегда вставал не позднее шести часов утра. Его день был заполнен до предела: сочинение музыки, уроки детям богатых горожан, концерты, общественная деятельность. Ложиться спать приходилось очень поздно. Но иной жизни Моцарт себе не представлял.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Эрнест Хемингуэй (1899-1961)
Американский писатель, журналист, нобелевский лауреат Эрнест Хемингуэй каждый день поднимался с постели с рассветом и тут же принимался за работу. По утрам, когда воздух был особенно чист и прохладен и никто не беспокоил, ему писалось лучше всего. Хемингуэй придумал таблицу, в которую в конце дня вносил количество написанных за прошедший день слов — «чтобы самого себя не обманывать».
-
Тайм-менеджмент великих людей
Густав Малер (1860-1911)
Австрийский композитор и дирижер Густав Малер (Gustav Mahler) просыпался с первыми петухами, на скорую руку завтракал и брался за творчество. Он не выносил, когда его что-либо отвлекало от работы. И супруга Малера, до замужества сама сочинявшая музыку, не осмеливалась садиться за фортепиано, а еще она предлагала соседям билеты в оперу, если они будут держать своих собак взаперти.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Энди Уорхол (1928-1987)
Художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель, кинорежиссер — в одном лице. Американец Энди Уорхол отличался удивительной работоспособностью. Каждое утро он начинал с того, что звонил своему другу и соавтору Пэт Хэкет и сообщал о сделанном за прошедшие сутки. «Устный дневник» отнимал порой два часа. Пэт записывала сказанное, а потом распечатывала текст на пишущей машинке.
-
Тайм-менеджмент великих людей
Пабло Пикассо (1881-1973)
Испанский художник, скульптор, график и дизайнер Пабло Пикассо поздно ложился спать и поздно вставал. За работу принимался после обеда, а заканчивал трудиться затемно. В студию, где он творил, без разрешения нельзя было входить никому. От бытовых проблем Пикасо предпочитал отгораживаться. В пищу потреблял только овощи, рыбу, рис и виноград, а пил лишь минеральную воду.
Автор: Наталия Королева