Блокада украинских портов в Черном море: помогут ли военные конвои?

На протяжении трех месяцев, прошедших с начала войны России против Украины, Москва  продолжает блокаду черноморских портов подвергшейся нападению страны, усиливая международные опасения по поводу глобального продовольственного кризиса.

Украина — пятый по величине экспортер пшеницы в мире. Ранее в этом месяце исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бисли предупредил, что из-за блокирования украинских портов от голода могут погибнуть миллионы людей по всему миру.

Блокада зерна в Черном море

Черное море омывает побережье Украины на севере, России и Грузии — на востоке, Турции — на юге, Болгарии и Румынии — на западе. Хотя Украина и добилась некоторых успехов на море после начала войны в феврале 2022 года, Россия сохраняет преимущество в северной части Черного моря и блокирует украинские порты.

По данным информагентства Reuters, замминистра иностранных дел России Андрей Руденко заявил 25 мая на переговорах между Турцией, Украиной и Россией, что Москва готова открыть коридор для судов с продовольствием — но только в обмен на отмену некоторых западных санкций. Реагируя на это предложение, 26 мая США заявили, что исключают такой вариант. «Никаких обсуждений по поводу санкций не ведется», — указала в этой связи пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

Пока мировые лидеры пытаются найти решение проблемы, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис предложил создать военно-морскую миссию с участием «коалиции добровольцев», которая защитит украинские корабли от российских ракет и позволит осуществлять экспорт украинского зерна через Черное море.

Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис (фото из архива)

Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис

«В этой миссии будут задействованы военные корабли или самолеты, или и то, и другое, чтобы обеспечить безопасный вывоз зерна из Одессы и достижение Босфора без вмешательства со стороны России. Нам понадобится коалиция добровольцев, состоящая из стран, обладающих значительной военно-морской мощью для защиты судоходных путей, и стран, которые страдают в нынешней ситуации», — сказал дипломат в интервью газете The Guardian в начале этой недели. «Это будет невоенная гуманитарная миссия, и ее нельзя сравнивать с бесполетной зоной», — добавил он.

Великобритания готова поддержать конвои

Пока что предложение Ландсбергиса было осторожно одобрено Великобританией, а министр иностранных дел страны Лиз Трасс заявила, что королевство отправит свои суда для участия в конвое, если удастся решить такие практические вопросы, как разминирование гавани Одессы. «Нам необходимо обеспечить глобальную продовольственную безопасность, и Великобритания работает над срочным решением вопроса о вывозе зерна из Украины», — сказала Трасс.

В свою очередь Гарри Неделку, директор отдела политики в международной консалтинговой компании Rasmussen Global, который также возглавляет целевую группу организации «Свободная Украина», сказал DW, что предложение Литвы — это хороший способ подумать о том, как прорвать блокаду в Черном море. Rasmussen Global — политическая консалтинговая фирма, основанная бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном.

«Если посмотреть на Черное море и корабли, которые там есть у России, то речь идет о нескольких десятках судов, включая подводные лодки. Поэтому другой вариант снятия блокады заключается в том, чтобы предоставить Украине более сложное современное оружие, чтобы она могла эти российские корабли потопить. Тогдаблокады не будет, и они смогут просто отправлять свои суда с зерном», — сказал Неделку.

Вероятность подключения НАТО

Учитывая, что Кремль неоднократно критиковал расширение НАТО на восток, министр иностранных дел Литвы Ландсбергис также подчеркнул, что альянс не будет участвовать в подобной военно-морской миссии в Черном море.

В свою очередь Ян Энтони, директор Программы европейской безопасности Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), напоминает, что страны-члены НАТО уже не раз проводили миссии военно-морского сотрудничества и вне рамок альянса.

«Была международная миссия по защите торгового судоходства от пиратства в Индийском океане, в Красном море, в Юго-Восточной Азии. Была также миссия ЕС по защите судов от пиратства в Западной Африке и в Индийском океане. Так что военно-морская миссия в Черном море для защиты украинских судов может работать аналогичным образом, без участия НАТО «, — сказал он в интервью DW.

Транспортные пути в Черном море

По словам литовского министра Ландсбергиса, миссию по сопровождению украинских судов с зерном, помимо Великобритании, могли бы поддержать и страны, страдающие от блокады, такие как Египет.

В отчете для SIPRI от начала мая Ян Энтони также объяснил, каким образом ООН могла бы организовать международный флот с участием таких стран, как Китай и Индия, для помощи в снятии блокады. «По моему мнению, в идеале морские конвои должны состоять из кораблей нескольких стран, включая те, которые больше всего заинтересованы в продовольственной безопасности. Они должны сыграть определенную роль в защите судов, перевозящих украинское зерно, когда те будут пересекать Черное море», — пояснил он в беседе с DW.

Такие страны, как Китай и Индия, и воздержались в ООН от осуждения вторжения России в Украину. Но, если международная военно-морская миссия будет оформлена как гуманитарная миссия по обеспечению продовольственной безопасности, он не видит причин, по которым указанные страны не стали бы ее поддерживать, добавил Энтони.

Роль Турции в снятии блокады в Черном море

Он отметил, что в этой военно-морской миссии особенно важная роль должна быть отведена Турции, поскольку она охраняет вход в Черное море. «У Турции есть юридические обязательства в соответствии с Конвенцией Монтрё по поводу того, как действовать в военное время. Поскольку эта страна признала, что в Украине идет война, она обязана в соответствии с Конвенцией Монтрё закрыть проливы для военных судов. Именно это она и сделала», — подчеркнул Энтони.

Действие Конвенции Монтрё распространяется на Босфор и Дарданеллы в Турции. Этот документ регулирует морские перевозки в Черном море. По словам Энтони, однако, даже во время войны есть определенные случаи, когда Турция не обязана закрывать проливы для военных кораблей.

Колосья пшеницы а поле под Одессой

Украина — пятый по величине экспортер пшеницы в мире

«Один из них — когда Турция является активным участником войны. Этого, очевидно, не произойдет. Но второй случай — когда Турция объявляет, что ей угрожает непосредственная опасность. Турция — одна из стран, зависящих от импорта продовольствия, поэтому кризис в сфере продовольственной безопасности уже оказывает влияние на Турцию: это то, что может спровоцировать гражданские беспорядки», — пояснил Энтони.

«Поэтому Анкара должна будет сказать: «Мы рассматриваем ситуацию как непосредственную угрозу национальной безопасности». При таких обстоятельствах Турция может разрешить проход военных судов через проливы в соответствии с конвенцией, что может сыграть свою роль в военно-морской миссии по снятию блокады», — добавил он.

По оценке Гарри Неделку, пока рано говорить о том, какие страны примут участие в военно-морском конвое, однако уже само представление о том, что такая возможность рассматривается, посылает России сигнал, что ее действия затрагивают весь мир, а не только Украину.

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий