Как авария на «Фукусиме» заставила Германию отказаться от АЭС

11 марта 2011 года сильнейшее землетрясение в истории Японии и одно из сильнейших в истории человечества (магнитуда 9,0) вызвало цунами в Тихом океане. Гигантские волны обрушились и на японскую атомную электростанцию «Фукусима-1». Затоплены были подвальные помещения, где располагались распределительные устройства, резервные генераторы и батареи.

Взрыв на АЭС Фукусима (Фото из архива)

Взрыв на АЭС «Фукусима» (Фото из архива)

В результате произошло полное обесточивание станции и отказ систем аварийного охлаждения. В последующие часы и дни происходило расплавление ядерного топлива в трех из шести энергоблоков станции, накопление там водорода, что привело к взрыву гремучей смеси в реакторах.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году аварии такого масштаба в мировой ядерной энергетике не было. Решающее отличие от Чернобыля, заставившее усомниться в надежности атомной энергетики даже ее убежденных сторонников: Япония — страна высоких технологий с соответствующими стандартами безопасности.

Меркель утратила веру в ядерную энергетику

Среди тех, в ком катастрофа на АЭС «Фукусима» породила серьезные сомнения в перспективности мирного атома, была и Ангела Меркель (Angela Merkel), федеральный канцлер Германии. Дипломированный физик, она до этого верила в безопасное использование ядерной энергетики. В 2006 году Меркель резко критиковала предыдущее правительство Германии под руководством социал-демократического канцлера Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder), которое еще в 2000 году приняло решение о постепенном закрытии немецких АЭС.

Ангела Меркель в 2011 году осматривает ветряные установки

Ангела Меркель в 2011 году осматривает ветряные установки

«Я всегда буду считать бессмысленным отключение технически безопасных атомных электростанций, которые не выбрасывают в атмосферу CO2», — заявила она тогда, добавив, что «когда-нибудь социал-демократы тоже это поймут».

Но сама же Меркель, в конечном счете, и передумала: авария на «Фукусиме» привела к краху ее веры в абсолютную подконтрольность человеку сложнейшей техники. Через три дня после трагедии канцлер объявила, что из-за «невероятной катастрофы» в Японии «мы приостановим недавно принятое решение о продлении сроков эксплуатации немецких атомных электростанций».

Авария на АЭС изменила политический ландшафт в ФРГ

Каким образом силы, порожденные аварией на «Фукусиме», перекраивают политический ландшафт в Германии, две недели спустя ощутил на себе однопартиец Меркель по Христианско-демократическому союзу Штефан Маппус (Stefan Mappus). Поддерживающий атомную энергетику премьер-министр федеральной земли Баден-Вюртемберг проиграл земельные выборы представителю партии «Союз 90″/»зеленые» Винфриду Кречману (Winfried Kretschmann).

Винфрид Кречман

Винфрид Кречман

Партия, с самого начала выступающая за отказ от атомной энергетики, впервые в Германии возглавила правительство федеральное земли, которой на протяжении почти шести десятилетий руководили консерваторы. Три месяца спустя бундестаг принял решение об окончательном отказе от ядерной энергетики в ФРГ к концу 2022 года. В ответ четыре энергетические компании подали в суд на государство, требуя возмещения ущерба.

8 марта 2021 министерство экономики и энергетики Германии сообщило, что стороны окончательно договорились: правительство выплатит фирмам — операторам атомных станций компенсации в размере 2,43 миллиарда евро. Таким образом, резкое изменение позиции Меркель, изначально не желавшей закрывать АЭС, оплатят налогоплательщики.

Радикальный переход на альтернативные источники энергии

Вероятно, ни в одной другой стране мира авария на АЭС «Фукусима» не инициировала столь радикальный и быстрый переход на альтернативные источники энергии, как в Германии. В самой Японии, например, никто не говорит об отказе от атомной энергетики. А правительства некоторых стран, таких как, например, Франции, Великобритании и США, рассматривают атомные электростанции с их низкими выбросами СО2 как вклад в решение проблемы изменения климата.

Такой же точки зрения придерживается и Межправительственная группа экспертов по изменению климата. А экологическая активистка Грета Тунберг, инициатор глобальных акций в защиту климата Fridays for Future, считает, что ядерная энергия может быть «небольшой частью очень большого нового безуглеродного решения энергетических вопросов».

Солнечные батареи на озере в ФРГ

Солнечные батареи на озере в Северном Рейне — Вестфалии

Йохен Фласбарт (Jochen Flasbarth), государственный секретарь Федерального министерства  охраны окружающей среды и ядерной безопасности, считает идею защиты климата с помощью использования АЭС «иллюзией» хотя бы по той причине, что их доля в мировом энергоснабжении слишком мала и составляет около пяти процентов.

«По правде говоря, это не энергоснабжение, нацеленное в будущее. Эти страны (использующие ядерную энергетику. — Ред.) рискуют лишиться по-настоящему устойчивой перспективы  возобновляемой энергии. Тот, кто полагается на подобные решения, столкнется в будущем с аналогичными проблемами, которые мы испытываем в автомобильной промышленности, потому что слишком поздно поняли, что будущее — это не только двигатель внутреннего сгорания», — указал Фласбарт.

Атомная энергетика доступна не всем

Эксперт по энергетике Дирк Уве Зауэр (Dirk Uwe Sauer) из Высшей технической школы Ахена убежден, что атомная энергетика не окупается: «В странах с либерализованными рынками электроэнергии АЭС могут быть построены только в том случае, если финансовые риски покрываются государством». Это касается, например, Франции и Финляндии. «Найти же средства на сооружение атомных электростанций на свободных финансовых рынках невозможно», — указывает он.

Йохен Фласбарт

Йохен Фласбарт

Йохен Фласбарт не видит перспективы для развития ядерной энергетики в развивающихся странах. «Если уж технологически высокоразвитые страны сталкиваются с трудностями, во-первых, в освоении этой технологии и, во-вторых, в строительстве станций в разумные сроки по разумной цене, то что же говорить о развивающихся странах?», — задается вопросом он.

Вольфрам Кёниг (Wolfram König), глава Федерального ведомства по обеспечению безопасности ядерных отходов, подозревает, что у некоторых стран есть другие причины для развития ядерной энергетики. «Использование этой технологии в гражданских целях в прошлом всегда имело и аспект ее военного применения», — напоминает он. И нельзя исключить риск использования такой техники странами с «не самыми стабильными политическими системами».

«Возобновляемые источники становятся все дешевле, в то время как атомная энергия становится все дороже», — уверен Йохен Фласбарт. Уже сегодня электроэнергия, получаемая с АЭС, не может конкурировать с выработанной при использовании солнечных батарей и ветрогенераторов, и эта тенденция будет усиливаться, считает он. «Потенциал возобновляемых источников энергии на сегодняшний день недооценивается», — подчеркивает Фласбарт.

Крупнейшее достижение политического консенсуса

Поскольку Германия решила отказаться от ядерной энергетики к 2022 году, а также закрыть к 2038 году все электростанции, работающие на угле, объемы энергии, получаемой из возобновляемых источников, должны быть быстро увеличены. К тому же ориентация на постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электромобилей также сулит повышение спроса на электроэнергию. Эксперт по энергетике Зауэр призывает в этой ситуации ставить «значительно более амбициозные цели», считая их достижение возможным.

Йохен Фласбарт называет то, что произошло вскоре после аварии на японской АЭС «Фукусима-1», а именно повторное и на этот раз окончательное решение об отказе от ядерной энергетики в стране, «одним из самых грандиозных достижений консенсуса в послевоенной истории Германии». Десятилетний «глубокий конфликт был преодолен в течение нескольких месяцев и привел к многопартийному соглашению о поэтапном отказе от ядерной энергии», — резюмировал он.

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий